В селе Белокаменка прошел народный праздник «Кружания кольских поморов»

Фольклорные коллективы также выступили в Мурманске в Свято-Троицком Феодоритовом Кольском монастыре
 
Поморские песни звучали в Белокаменке и столице Заполярья. Фольклорные коллективы из Мурманской области, Санкт-Петербурга подарили северянам масштабный фестиваль с традиционными хороводами и играми. Об особенностях мелодичных напевов и о красоте праздничных нарядов расскажет Эллина Ким.

Белокаменка у многих ассоциируется с гигантской стройкой и с бесчисленным количеством рабочих. Однако мы часто забываем, что это еще и небольшое уютное село, расположенное на берегу Кольского залива. На один день Белокаменка стала местом, где оживают традиции. Фольклорные коллективы из Санкт-Петербурга, Мурманской и Архангельской областей, вернувшись с межрегионального фестиваля «Беломорье», собрались на съезжий праздник «Кружания кольских поморов».

«Мы уже путешествуем целую неделю: в Канадалакше были, в Умбе, были и в Междуречье, сегодня, вот, в Белокаменке. Поем песни — лирические, шуточные, разные-всякие. Настроение прекрасное», — рассказала руководитель Териберского поморского хора Ольга Николаева.

Коллектив Териберского поморского хора знаменит старинными песнями: в них житейская мудрость, богатство живой речи, которая красочно и без лишнего назидания повествует о быте предков.  

«Я обиды не прощу, тебя милый проучу, поварешкой навожу», — пропел коллектив Териберского поморского хора.

Под протяжную и мелодичную песню гости праздника идут по селу, демонстрируют национальные костюмы поморов. Со стороны действо больше напоминает историческую реконструкцию.

«Впечатления весьма обширные, это же такая возможность прикоснуться к той культуре, к которой мы не могли прикоснуться в обычной, обыденной жизни», — отметила Анна Барышникова.

Национальная одежда коренных жителей Севера — особая гордость коллективов. Кольских поморов, например, узнать просто. В женских платьях сборок и воланов не счесть.

«Это костюмы, пошитые по материалам, собранным в этнографических экспедициях. Мы свой костюм постарались восстановить по фотографиям 1876 года, на фотографии была колянка и, единственное, что хустошки у нее были побольше», — рассказала об истории создании костюма специалист по фольклору Междуреченского сельского дома культуры Оксана Тилибаева.

Музыкальная программа фольклорных коллективов завершается здесь в монастыре. Кто в море не ходил, тот Богу не молился, так говорили русские поморы, отважные мореходы и путешественники.

В Мурманске в Свято-Троицком Феодоритовом Кольском монастыре звучит историко-литературная композиция «Житие преподобного Варлаама Керетского». Преподобный Варлаам, в миру Василий, согласно преданию, после того как покаялся в грехе, возил убитую им супругу на карбасе от села Кереть до Колы. На третий год произошло чудо.

«Он встал в месте, насыщенном моллюсками, и обратился к Богу: «Господи, если ты меня слышишь, если ты принял мое покаяние, пусть они больше не приносят вреда людям. Ученые замечают, что эти моллюски в других регионах стачивают деревянные сооружения, а здесь они перестали питаться древесиной», — рассказал древнее предание наместник Свято-Троицкого Феодоритова Кольского монастыря Игумен Трифон.

Руководитель коллектива «Белозерье» из Санкт-Петербурга признается: ее потрясла книга митрополита Мурманского и Мончегорского Митрофана о Варлааме Керетском. Непременно захотелось наполнить житие песнями.

«В это время, когда все наполнено современностью и совсем другая звучит музыка, вдруг, в это время людям становится это интересно», - отметила руководитель фольклорного коллектива «Белозерье», г. Санкт-Петербург Галина Емельянова.

Большой фольклорный тур по Мурманской области завершился. Его участники сумели переплести особенности разных эпох, раскрыть красоту, силу и духовное богатство Русского севера.