- Сергей Ширяев
- 18.08.2023 17:45
"Мы вместе": погрузимся в русскую культуру вместе с "Рябиновым краем"
Танцы и песни, крестьянский быт. Об этом рассказываем в нашем специальном репортаже
Погружение в русскую культуру. Ноги в пляс. Гуляния, которых просит душа. Мурманск в третий раз поддержал большой международный проект — фестиваль "Хороводы России". Придумали его в Санкт-Петербурге, 100 городов нашей страны и СНГ принимают участие. Столица Кольского Заполярья объединила в движении всех желающих первой. Мурманские организаторы — Дом культуры Ленинского округа и Русский культурный центр "Рябиновый край" знают, людей надо сподвигать к активным действиям, а потому перед началом хоровода — песни и танцы дружных народов. Танец — это язык, и хоровод — не исключение. В культуре, народных традициях, он в целом, или его элементы всегда имеют какое-либо значение. Хоровод мог символизировать сватовство, в нем девушка могла присмотреть себе мужа, а парень невесту. Этим завораживающим действом отмечали, например, таяние снега по весне. Конечно, современные горожане, наверняка, знают не всю "подноготную" исконно русской хореографии. Фестиваль помогает познакомиться с ней поближе:
Таким, весьма нехитрым, но озорным способом, зрители, даже случайно заглянувшие летним днем на фестиваль на берегу Семеновского озера, становятся частью большого хоровода. Недолгие инструкции, и на площадке начинается русское чудо:"Я по улице иду, друга я себе ищу, вот ты, вот я, вот компания моя".
Двигаться по кругу, знаку Солнца, элементарно. По крайней мере, в медленном темпе. Главное — не размыкать цепочку. Но это далеко не единственная форма танца. Можно идти и сложнее, полумесяцем."Мы заводим маленькие хороводики, мы пошли в маленьких хороводиках, я говорю "раз", и два ближайших хоровода объединяются, я говорю "два" — объединяются хороводики побольше. Итак, дорогие друзья, мы начнем с того, что, именно потому, что сейчас больше всего новичков у нас, хоровод всегда заводили. И вот первым сегодня заводилой у нас будет как раз Олечка. Первое, что мы сделаем, самое простое, это мы изучим самые простые хороводные движения", – объявляет ведущая.
"Змейка", спираль, стенка на стенку — все эти фигуры смогли попробовать северяне любых национальностей, ведь хоровод еще и символ единения, а это самый главный и самый красочный танец фестиваля. Дополнением к по-настоящему праздничному, красочному действу стали флагоносцы. Во-первых, полотна с традиционными русскими росписями завораживают. Во-вторых, повод проверить свои знания и отличить гжельскую, жостовскую от мезенской."Находим хвостик хороводика и встаем вместе с нами. И сейчас смотрите, Оля разворачивается, встала, разворачивается, встала. Идете остальные за тем, кто перед вами", – комемнтирует ведущая.
"Какая роспись?", – спрашивает ведущая.
"Городец!", – отвечает участница мероприятия.
Что еще объединяет многие народы нашей большой страны? Хлебосольность. Разве можно созвать гостей, да еще и на свежем воздухе и не накормить? Конечно же, организаторы растопили шишками самовары с крепким горячим чаем и сварили на дровах весьма интернациональное и питательное блюдо."Какая роспись? Кто сказал? Жостово, конечно! Жостовские подносы знаменитые. Какая? Палех!", – показывает роспись ведущая.
Пряники, баранки, сухари. Голодным не ушел никто. А в фотозоне "Рябинового края" малая часть экспонатов музея перенесла северян на пару веков назад в простой, крестьянский быт. Но был ли он в действительности простым? Совершить путешествие в прошлое, узнать, как жили наши предки, можно прямо в Доме культуры Ленинского округа. Именно там, за одной из дверей, собрана уникальная, единственная подобная коллекция во всей Мурманской области."Любая кухня у нас радостно воспринимается. До этого мы готовили казачий кулеш, на ура расходился, плов готовили, по-моему, готовили шашлык, а теперь вот приготовили лапшу куриную", – рассказала Оксана Симонова.
Елена Титаренко — создатель этого музея. Вместе с единомышленниками ей удалось превратить его и культурный центр "Рябиновый край" в то место, которое притягивает далеко не только мурманчан, но и иностранных гостей. Экспонаты, между прочим, подлинные, начинали собирать в 2018 году. Тогда их было 100, сейчас — 1,5 тысячи."Здесь у нас показано убранство дома как снаружи, так и внутри. Здесь мы видим, как выглядел дом снаружи. Мы еще вот дорисовываем вот это окно, но здесь уже видно, как выглядел дом снаружи, объясняем, что такое наличник, объясняем, что такое окно в мировоззрение", – продемонстрировала создатель музея "Рябиновый край" Елена Титаренко.
Индустриализация — закат крестьянского быта. Процесс исторически логичный, но он довольно быстро перенес истинную русскую культуру на страницы энциклопедий и учебников. И сегодня мало кто знает, как жили люди, какими инструментами пользовались и на какие ежедневные подвиги шли, чтобы просто вести быт."Здесь мы стараемся в нашем музее собрать все, с чем жила обычная крестьянская семья: во что они были одеты, какую утварь использовали. Когда лет пять назад мы для себя осознали, что мы вообще не знаем своей культуры от слова совсем, и это случилось не потому что мы такие плохие, потому что действительно Мурманской области исполнилось всего лишь 85 лет, и, приехав сюда, в основном из деревень, люди приезжали на строительство городов, каких-то предприятий, люди старались быть городскими", – рассказывает создатель музея "Рябиновый край" Елена Титаренко.
Стирка была делом серьезным и очень неплохо тренировала мышцы, особенно зимой, когда льняная ткань в ледяной воде деревенела. Вообще, в ход шло все, что окружало крестьян. В коллекции — настоящие, сохранившиеся и вполне надежные лапти, кованые ножницы, плетеные солонки."Таким образом вот на такой валек наматывали одежду и вот таким нехитрым способом выглаживали. Так же могли и стирать, точнее не могли, а так же еще и стирали. Потому что одежда была изо льна. Лен, как мы видим, довольно-таки плотная ткань", – показывает создатель музея "Рябиновый край" Елена Титаренко.
Мужчина должен был не только для себя создавать орудия труда, но и для жены. Сделал прялку, да расписную, и вот уже благоверная на ней прядет нити, можно сшить что угодно. Рядом — красный угол, который был в каждом доме. На стенах — символы веры, иконы. Именно в таких местах совершали важные обряды: благословляли молодых, провожали на 25 лет в рекруты, отпевали покойников. И, кстати, именно сюда отправляли в наказание провинившихся детей-сорванцов. Такой метод воспитания дожил и до наших дней, правда угол нынче — любой свободный в квартире. А еще наши предки уже тогда догадывались о необходимости бережливого потребления."Здесь наша богатейшая коллекция прялок, здесь недавно у нас были гости, и они даже год на этой прялке увидели, 44-й", – рассказывает создатель музея "Рябиновый край" Елена Титаренко.
А это — женская территория. Примерно в такой обстановке, встав в 4 часа утра, натаскав воды, крестьянке приходилось готовить на всю семью, да на весь день вперед."Наши предки кувшин, купленный на ярмарке, или где-то поменянный на ярмарке, он треснул, и такую хорошую, полезную вещь зачем выбрасывать? Оплетали берестой, и она продолжала служить", – сообщила создатель музея "Рябиновый край" Елена Титаренко.
Кстати, в музее, на многочисленных мастер-классах и творческих встречах, в которых принимают участие представители и других культурных объединений: чуваши, украинцы, молдаване – готовят и национальную кухню гостей, и настоящие русские пряники. Это тоже искусство."Здесь мы собрали и ведра, и кадушки, и хлебные лопаты, ухваты, кочерги, чугунки — то, в чем готовилось. Квасники, специальные чаны, бочки для засолки и такой потрясающий предмет, как зернодробилка в рабочем виде. Сюда засыпалась крупа. Мы, кстати, пробовали, вот так получается", – продемонстрировала создатель музея "Рябиновый край" Елена Титаренко.
А уж история рубахи, которую нужно было сшить для благоверного, начиналась еще в юном возрасте крестьянки. Отец выделял землю, девушка засеивала ее льном, собирала его, пряла нить, примерно четыре километра на рубаху. На рукаве вышивала: "Кого люблю, тому дарю"."Просто покажу, что такое форма для изготовления пряников — вот такие деревянные формы, с ручками, есть без ручек. Сюда специальное тесто по специальному старинному рецепту выкладывается, потом на противень и выпекаются вот с тем рисунком, который нужен. Мы все знаем прекрасно, как тульские пряники стали брендом Тулы, липецкие пряники, вот у нас есть пряники нашего "Рябинового края", – рассказала создатель музея "Рябиновый край" Елена Титаренко.
Весь, как бы сейчас сказали, декор дома, создавался тоже руками русской женщины. Скатерти, а точнее, настольники, полотенца с вышитыми узорами — все создано крестьянками, не художницами, женщинами без какого-либо серьезного образования. Такие вещи достойны галерей искусства. Экспонаты же "Рябинового края", многие из них, спасены от забвения из частных рук, брошенных домов и бережно отстираны вручную. Елена и ее коллеги в своей страсти к истории русского народа радеют за подлинность. Они всегда в поисках настоящих вещей, одно покупают, другое передают добрые люди. Даже фотографии абсолютно реальные и в исторических рамках той эпохи. В этих лаптях пару столетий назад кто-то ходил, этими корзинами кто-то пользовался, из этого медального самовара пили чай. Сейчас же "Рябиновый край" мечтает добавить в свой фонд настоящий наличник, пока же просто рассказывают посетителям о том, как их создавали мастера. И ждут гостей, жаждущих узнать свои корни, познакомиться с тем, что забылось за минувшие 100 лет."Как не говорить о том, что здесь одна любовь? Одна любовь собрана, квинтэссенция любви", –отметила создатель музея "Рябиновый край" Елена Титаренко.