Даже раненые вручную разгружали технику — память арктического конвоя почтили в Мурманске

11 января в 20:59

80 лет назад в Мурманск прибыл первый арктический конвой с грузом по программе лендлиза. Сегодня о подвиге портовиков говорили на митинге. О проводке конвоев написаны книги и сняты фильмы — куда больше, чем о происходившем после швартовки. О событиях тех далеких январских дней — в материале Владимира Кострова. 

Специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Мурманского областного краеведческого музея Алексей Глазунов: «В 30 милях севернее мыса Териберский конвой разделялся на две части – начиная с 1942 года такая схема была. Часть шла в Архангельск и Молотовск, а часть шла в Мурманск».

Но добраться в Мурманск значило полдела. Предстояло оперативно обработать груз и отправить его по железной дороге «на материк». Задача сложная. Мало людей. Кто на фронте, кто в эвакуации. Почти нет техники. В получасе подлета – немецкие бомбардировщики.

Корреспондент Владимир Костров: «В основании этого жилого дома на улице Софьи Перовской – мощный бетонный бункер. В годы войны в нем располагалось управление Главсевморпути. В поисках решения задачи, как оперативно обработать грузы союзников, прошло немало тревожных часов. И здесь важно вспомнить о двух знаковых в истории Кольского севера фигурах: Иване Папанине и Максиме Старостине. Максим Иванович Старостин – первый секретарь мурманского обкома. Для восстановления хронологии событий обратимся к его дневнику. Итак, 4 января он получает срочную шифровку из Москвы: «В связи с тяжелой обстановкой с ледоколами транспорты союзников идут вместо Архангельска – в Мурманск. Указание быстро их разгрузить».

11 января транспорты у причала: в трюмах – «Харрикейны», оружие, продовольствие. Разгрузка буксует. Трудовой десант из Архангельска погоды не сделал. К порту рвутся самолеты, но пока ситуацию спасает пурга. 13 января Старостин делает запись «Разгрузка идет плохо». Он понимает, из-за проблем с ледоколами обслуживание следующих караванов тоже ляжет на Мурманск. Минимум до весны. Для оказания помощи порту город выделяет 400 человек из своего резерва. 1,5 тысячи бойцов дает командование Карельского фронта. Набрать нужный темп разгрузки удалось только к 24 января. Но враг, понимая, что происходит, усилил атаку с воздуха.

Исполнительный директор АО «Мурманский морской торговый порт» Алексей Рыкованов: «Сегодня мы почтили память 103 наших коллег, погибших на своем трудовом посту».

А еще были раненые, были те, кто, по воспоминаниям, продолжал работать, видя, как на сопке горит его дом. Мурманские причалы стали передовой линией фронта. 

Председатель Мурманской областной думы Сергей Дубовой: «Практически вручную разгружали транспорта. Представьте груз – ящик, песка килограмм, или танк, который весит более десятка тонн».

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис: «Погибая, заболевая, но обеспечили эту необходимую помощь и внесли весомый вклад в победу и в суверенитет, независимость нашей страны».

Последний из 33 конвоев пришел в Мурманск весной 1945-го. 2 миллиона 230 тысяч тонн стратегических грузов – вклад мурманских портовиков в победу, подвиг, увековеченный не только в граните, но и памяти многих поколений северян.

Владимир Костров.

Свежие новости