Бесценная партия мальков. Потери и новые разработки княжегубского рыбоводного завода

19 января в 20:50

Сегодня исполнилось 60 лет с ввода в эксплуатацию первой очереди Княжегубского рыбоводного завода. Его построили на берегу Белого моря, чтобы компенсировать ущерб от гидроэлектростанции, перекрывшей плотиной реку Ковда. Сегодня завод ежегодно выпускает в природу 187 тысяч мальков, выращенных людьми.

Елена Колосова на Княжегубском заводе почти полвека. Когда еще не было хороших кормов, вспоминает она, рыбоводы 40-литровыми баками ловили в стоячих канавах на коровниках мелких рачков-дафний. Рыбёшек же летом держали в допотопных деревянных бочках, которые очень трудно чистить. 

Директор Княжегубского рыбоводного завода Елена Колосова: «Отскоблить надо было, чтобы не оставалось никакой мути, потому что у личинок могут забиться жабры, и они погибнут. Приходилось так работать, что руки обдирали в кровь». 

Сегодня всё иначе, но неизменным осталось трудолюбие людей. За долгие годы кого тут только не выращивали! И радужную форель, и горбушу, и кету. 

Инженер - рыбовод Княжегубского рыбоводного завода Галина Тижоянц: «Мы занимались раньше дальневосточным кижучем. Мне он очень нравился. Такая рыба хорошая, и зимой росла, и летом». 

Главным препятствием стала вода. В ней кижучу не хватило каких-то минеральных веществ. Не прижились палия и голец. А вот эксперимент, начатый в 2018 году с икрой сига из Ленинградской области, стал успешным, хотя новосёл и капризен: он требует очень внимательного ухода. 

Инженер-рыбовод 1 категории, главный рыбовод Тамара Синицына: «Я очень люблю свою профессию. Люблю заниматься с рыбой. Стараешься её чувствовать . Если ты рыбу не будешь чувствовать, то получаться не будет». 

У княжегубцев всё получилось. Первую партию уже вырастили. На подходе следующие. Сигов так много, что не все даже поместились в закрытые цеха. Часть зимуют подо льдом. Их кормят и контролируют через проруби. 

Корреспондент Яков Осетров: «На сегодняшний день самочувствие у рыбок нормальное. Они активные. Слева о меня — стадо сига. Это будущие производители. Справа — 21 тысяча семужат. Их выпустят в естственную среду уже весной». 

Сердечная боль завода в том, что эта партия сёмги, ради которой он когда-то и создавался, увы, пока что последняя. Здесь не осталось запасов живой икры для инкубирования и воспроизводства атлантического лосося.

Инженер - рыбовод Княжегубского рыбоводного завода Галина Тижоянц: «Семга возвращается в реки — и производители больные. Что с ними, мы не знаем». 

Директор Княжегубского рыбоводного завода Елена Колосова: «Но я думаю, что со временем всё восстановится, и следующие поколения рыбоводов, они будут уже работать с семгой». 

Смену на заводе, конечно, готовят. Здесь появились молодые специалисты. 

Техник по учёту Княжегубского рыбоводного завода Наталья Матвеева: «Мы выросли и также ездим на рыбалку, также ловим рыбу. Это наше, родное, и рыбой интересно заниматься». 

Возможно, скоро рыбоводы займутся кумжей, если наладят поставки её икры из Архангельска. Верят они и в том, что золотой запас Кольского края — сёмга — восстановится, и в заводских цехах снова засверкают серебристые искорки маленьких семужат. 

Яков Осетров.

Свежие новости