Чьих рук дело - тепло в наших квартирах. В новом проекте ГТРК «Мурман»

01 декабря в 20:50

Привычные блага цивилизации: тепло, свет, вода, транспорт и чистые дороги. В повседневности мы не задумываемся, что за всем этим — труд тысяч людей, их знания, умения и навыки. Многие отдали своему ремеслу не один десяток лет. 

Котел проглатывает крупные куски каменного угля не разжевывая. В среднем по пятнадцать лопат, но добавки просит часто, в мороз так и вовсе становится ненасытным. Какие руки такое выдержат.? Тем более, женские.

Небольшая котельная в южной части Росляково дает тепло и горячую воду жителям десяти окрестных домов. Можно, конечно, иронизировать по поводу древней, как мир технологии, но лучше задуматься, скольких людей согрел труд кочегара за четверть века на этом посту.

Машинист-кочегар третьего разряда котельной «Росляково Южное» АО МЭС Ирина Кравцова: «Я стараюсь для себя, для детей, которые живут здесь. Ну, чтобы тепло было в квартире. Я стараюсь сама держать температуру. А так .мне не тяжело работать. Единственное, чистить тяжело». 

Вот такой трехметровый лом, двенадцать килограммов. Чистить котел приходится иногда дважды в смену. Смена — 12 часов. 

А так выглядит машинный зал котельной «Северная» в Мурманске. Здесь всё сложней: мазут, воздушная смесь, форсунки. За таким хозяйством нужен глаз да глаз.

Машинист котлов 4 разряда котельной «Северная» АО МЭС Андрей Вайдич: «Здесь воздух подается. На выходе смешивается. Смесь воспламеняется более легче, потому что без воздуха не горит».

Параметры теплоносителя контролируются на центральном щите. Понять язык индикаторов, которых на пульте добрая сотня, практически невозможно без переводчика.

Блиц: «250 кубов показывает прибор. Это объем воды, который идет непосредственно в отопительную систему Ленинского района».

Бывший металлург, переехав из Мончегорска в областной центр, шаг за шагом освоил специальность теплоэнергетика. Техническая подкованность сыграла на руку. Ну а дальше, как говорится, не боги горшки обжигают.

Машинист центрального теплового щита котельной «Северная» АО МЭС Владислав Сырокваша: «Работая здесь, одновременно учился в институте и также пошел на курсы машинистов котельных, чтобы полностью знать всю работу этой котельной. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».

В России теплоэнергетику справедливо упрекают в архаичности, но постепенно новые технологии приходит и в эту отрасль. В регионе уже минимум пять современных котельных, и это только начало.

Корреспондент Владимир Костров: «Будущее теплоэнергетики — маленькие автономные котельные, как в Мурманске на Фестивальной. Здесь практически все в автоматическом режиме». 

Машинист котлов АО «Мурманэнергосбыт» Вадим Левчук: «Когда нам задают температуру — вот щит управления, мы с него задаем температуру, работают все показатели. Выставляем любой котёл в работу, и оно в автоматическом режиме всё само. Приходите, учитесь. Сложного ничего нет. Всё покажем, расскажем. Работают хорошие специалисты, что на той, что на этой котельной». 

Конечно, без тепла немыслима жизнь наших северных городов. Но в первую очередь немыслима она без людей, благодаря которым системы жизнеобеспечения день за днем работают, как принято говорить, в штатном режиме.

Владимир Костров.

Свежие новости