- Елена Белкина
- 19.01.2024 09:30
В Мурманском областном художественном музее открылась выставка к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда
Уникальные артефакты из фондов ведущих российских музеев, архивов, личных коллекций рассказывают о культурной жизни осажденного врагом города на Неве
"Слушай, Ленинград! Музыка в осажденном городе. 1941 — 1944". В Мурманском областном художественном музее открылась выставка, посвященная 80-летию полного снятия блокады города на Неве. Уникальные артефакты из фондов ведущих российских музеев, архивов, личных коллекций рассказывают о культурной жизни осажденного врагом Ленинграда. Что значит искусство в "смертное время", как называли эти страшные дни ленинградцы, которых голод косил тысячами, а постоянным звуковым фоном были метроном, сирены, гудение немецких самолетов и визг фугасных бомб? И есть ли место творчеству, когда гремят пушки, а музы должны молчать?
"Роль культуры переоценить просто невозможно, и сегодня эта выставка, это мероприятие именно об этом, как во время блокады наше музыкальное искусство в нечеловеческих условиях делало то, чтобы как раз человек оставался человеком", – подчеркнула министр культуры Мурманской области Ольга Обухова.
Выставка "Слушай, Ленинград" – это часть историко–реставрационного проекта "Военная летопись филармонии". Восстановлено более 700 документов, в том числе программы и афиши, рукописные материалы. Голосом жизни блокадного города стал Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета под руководством Карла Элиасберга, единственный, где работали не уехавшие в эвакуацию музыканты. В марте 1942-го в Ленинграде открылся филармонический сезон, а 9 августа оркестр дал свой самый известный блокадный концерт, в нем прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Дед Надима Айдарова, чьи трогательные письма представлены на выставке, играл в нем на ударных. Связь времен не прервалась — внук тоже музыкант. В Мурманске он исполнил произведения, написанные во время блокады. "Ленинградский блокнот Ореста Евлахова"."Возобновление концертной и музыкальной жизни — это огромный духовный подвиг совершенный всем смертям назло. Я думаю, что духовное и культурное сопротивление бесчеловечности. Это, во-первых, действительно не может устареть, во-вторых, это сильнейшее оружие, которое действует не менее эффективно, чем пушки и танки, и Ленинград это с честью доказал", – отметила куратор выставки, доктор исторических наук, заместитель директора Санкт-Петербургского института истории РАН Юлия Кантор.
"Эти документы, удивительно, они передают самое важное, что есть в жизни. Это желание любви, это письма к маме и отцу и, конечно, это речь идет не о музыке даже, о том, что как важно быть вместе", – пояснил музыковед, кандидат искусствоведения Надим Айдаров.